Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязательств, другим юридическим лицам – правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, реорганизации или в результате ликвидации на основании решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органом, на основании судебного решения или на основании решения органа государственной власти, принятого в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо является таким, что прекратилось, с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.

Процедура прекращения юридического лица в результате ликвидации регулируется Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, некоторыми Законами Украины («О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» , «О хозяйственных обществах», «О восстановлении платежеспособности должника, или признании его банкротом» и др.).

В соответствии со статьей 110 Гражданского кодекса Украины, которая практически полностью корреспондируется с частью 6 статьи 59 Хозяйственного кодекса Украины, юридическое лицо (субъект хозяйствования ) ликвидируется::

- по решению собственника (собственников), либо уполномоченных им органов, либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, по решению других лиц – учредителей субъекта хозяйствования или их правоприемников;

- по решению суда;

- в связи с окончанием срока, на который создавался субъект хозяйствования, или в случае достижения цели, для достижения которой он создавался;

- в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;

- в случае отмены его государственной регистрации, в случаях, предусмотренных законом.

Общий порядок ликвидации субъекта хозяйствования определен в статье 111 Гражданского кодекса Украины, и в статье 60 Хозяйственного кодекса Украины.

Ликвидацию предприятия может осуществлять либо специально созданная ликвидационная комиссия, либо орган управления ликвидируемого субъекта. Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решения о ликвидации юридического лица, могут быть положены обязательства проведения ликвидации юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Орган (лицо), принявший решение о ликвидации, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления своих претензий кредиторами. Важно отметить, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента объявления о начале ликвидационной процедуры.

Кроме этого, участники юридического лица, суд или орган, который принял решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно уведомить об этом орган, который осуществляет государственную регистрацию (государственного регистратора), который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

Ликвидационная комиссия обязана предпринять все возможные меры для выявления кредиторов, а также письменно уведомить их о прекращении юридического лица.

Ликвидационная комиссия по окончании срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества юридического лица которое ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных средств кредиторам при ликвидации юридического лица, осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 112 Гражданского кодекса Украины, в соответствии с данными утвержденного промежуточного ликвидационного баланса, начиная с дня его утверждения.

При этом, исключение составляют кредиторы четвертой очереди (как правило, их большинство), выплата которым производится спустя месяц (!) после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме всего прочего, ликвидационная комиссия обязана предпринять необходимые меры для взыскания дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также оценить и продать имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования для расчета с кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о ликвидации юридического лица.

Имущество юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если другое не определено учредительными документами юридического лица или законом.

Однако, в случае, когда стоимости имущества юридического лица, которое ликвидируется, не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”..
Сложность процедуры ликвидации вполне обоснована. Она направлена на максимальное удовлетворение требований кредиторов и защиту бизнеса от недобросовестных партнеров. В то же время, значительное количество кропотливой работы и недостаточно точная определенность некоторых правовых норм, создает изрядные проблемы бизнесменам, которые по тем, или иным причинам решили ликвидировать предприятие.

Законность и эффективность процедуры ликвидации во многом зависит от того, насколько правильным выбран метод ее реализации и насколько точно выдержан порядок ликвидации.

Как правило, ликвидируется предприятие в общем порядке (стандартными средствами). Однако у процедуры “добровольной” ликвидации есть довольно серьезный вопрос – в ее ходе необходимо чтобы органом государственной налоговой службы была проведена внеплановая выездная проверка плательщика налогов, с целью получения обязательной справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам) по форме 22-ОПП.

С этой точки зрения, достаточно привлекательной выглядит ликвидация должника в процедуре банкротства, так как в этом случае у предприятия – должника нет необходимости получать справку по форме 22-ОПП, и соответственно отпадает необходимость в проведении проверки органом налоговой службы.

Кроме того, в судебных процедурах банкротства, применяемых к должнику, ограничиваются или полностью прекращаются полномочия органов управления должника.

Со дня вынесения определения суда о санации полномочия органов управления должника передаются управляющему санацией, а со дня принятия судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры полномочия органов управления должника относительно управления банкротом и распоряжением его имуществом переходят к ликвидатору.

Однако, для возбуждения дела о банкротстве необходимо выполнение ряда условий. Одним из обязательных условий, является неплатежеспособность должника, в определении термина Законом Украины ” О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом”. Кроме того, для подтверждения финансового состояния должника может потребоваться, а иногда является необходимым, наличие аудиторского заключения или проведения аудита.

Практически каждая ликвидация субъекта хозяйствования является индивидуальной, в связи с наличием огромного количество особенностей, присущих только данному субъекту.

Арбитражный управляющий Филатов Владислав Арнольдович поможет выбрать порядок, найти ответы на вопросы и решить проблемы с ликвидацией физического лица-предпринимателя или юридического лица любой организационно-правовой формы.