ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КАК ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ДРУГИХ ОРГАНОВ (ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ), ОТНЫНЕ (с 05.10.2016) РЕГУЛИРУЕТСЯ Законом Украины “ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ” В НОВОЙ РЕД

05.10.2016 вступила в законную силу новая редакция Закона Украины “Об исполнительном производстве” № 1404-VIII. Также, 05.10.2016 вступил в законную силу Закон Украины “Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное выполнение судебных решений и решений других органов” № 1403-VIII.

Данные Законы № 1404-VIII , № 1403-VIII приняты во исполнение реформирования процедуры исполнения решений судов и других органов (должностных лиц).
Среди нововведений хочется отметить, в частности, институт частных исполнителей, реестр должников, автоматическую систему исполнительного производства и авансирование принудительного исполнение решения взыскателем.
Реформирование системы выполнения решений имеет за цель, в частности, обеспечить увеличение процента выполнения судебных решений.
Согласно положений закона (ст. 16 Закона № 1403-VIII), частным исполнителем может быть гражданин Украины, уполномоченный государством осуществлять деятельность по принудительному исполнению решений согласно порядка, установленном законом. Частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности.

Частный исполнитель не может, соответственно закону (ч. 2 в. 5 Закона № 1404 – VIII) осуществлять принудительное выполнение:

1) решений, связанных с отобранием и передачей ребенка, установления свидания с ним или устранения препятствий в свидании с ребенком;

2) решений, в которых должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, частица государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета;

3) решений, в которых должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;

4) решений, в которых взыскателями является государство, государственные органы;

5) решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;

6) решений, которые предусматривают совершение действий относительно имущества государственной или коммунальной собственности;

7) решений о выселении и вселении физических лиц;

8 ) решений, в которых должниками являются дети или физические лица, которые признаны недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;

9) решений о конфискации имущества;

10) решений, выполнение которых отнесено данным Законом непосредственно к полномочиям других органов, которые не являются органами принудительного выполнения;

11) иных случаев, предусмотренных данным Законом и Законом Украины “Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное выполнение судебных решений и решений других органов”.

Единый реестр должников (согласно ст. 9 Закона № 1404 – VIII) – это систематизированная база данных о должниках, которые являются составляющей автоматизированной системы исполнительного производства и ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественных обязательствах должников и предотвращении отчуждения должниками имущества.

Сведения о должниках, включенные к Единому реестру должников, являются открытыми и размещаются на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины.

Однако, есть и не совсем приятная новость. Следует отметить, что положения закона, которые касаются деятельности частных исполнителей, Единого реестра должников и автоматической системы исполнительного производства вводятся в действие лишь 05.01.2017, а обязанность относительно авансирования принудительного выполнения решения взыскателем, вступила в силу 05.10.2016.

При этом, размер авансового взноса составляет 2 процента от суммы, которая подлежит взысканию, но не больше 10 минимальных размеров заработной платы, а по решению неимущественного характера – в размере одного минимального размера заработной платы с должника – физического лица и в размере двух минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица.