Ликвидация предприятия

Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязательств, другим юридическим лицам – правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, реорганизации или в результате ликвидации на основании решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органом, на основании судебного решения или на основании решения органа государственной власти, принятого в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо является таким, что прекратилось, с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.

Процедура прекращения юридического лица в результате ликвидации регулируется Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, некоторыми Законами Украины («О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» , «О хозяйственных обществах», «О восстановлении платежеспособности должника, или признании его банкротом» и др.).

В соответствии со статьей 110 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо ликвидируется:

- по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;

- по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

Также, юридическое лицо (субъект хозяйствования, предприятие) ликвидируется в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом.

Общий порядок ликвидации субъекта хозяйствования определен в статье 111 Гражданского кодекса Украины.

Ликвидацию предприятия может осуществлять либо специально созданная ликвидационная комиссия, либо орган управления ликвидируемого субъекта. Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решения о ликвидации юридического лица, могут быть положены обязательства проведения ликвидации юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Орган (лицо), принявший решение о ликвидации, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления своих претензий кредиторами. Важно отметить, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента объявления о начале ликвидационной процедуры.

Кроме этого, участники юридического лица, суд или орган, который принял решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно уведомить об этом орган, который осуществляет государственную регистрацию (государственного регистратора), который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

Ликвидационная комиссия обязана предпринять все возможные меры для выявления кредиторов, а также письменно уведомить их о прекращении юридического лица.

Ликвидационная комиссия по окончании срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества юридического лица которое ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных средств кредиторам при ликвидации юридического лица, осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 112 Гражданского кодекса Украины, в соответствии с данными утвержденного промежуточного ликвидационного баланса, начиная с дня его утверждения.

При этом, исключение составляют кредиторы четвертой очереди (как правило, их большинство), выплата которым производится спустя месяц (!) после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме всего прочего, ликвидационная комиссия обязана предпринять необходимые меры для взыскания дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также оценить и продать имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования для расчета с кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о ликвидации юридического лица.

Имущество юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если другое не определено учредительными документами юридического лица или законом.

Однако, в случае, когда стоимости имущества юридического лица, которое ликвидируется, не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”..
Сложность процедуры ликвидации вполне обоснована. Она направлена на максимальное удовлетворение требований кредиторов и защиту бизнеса от недобросовестных партнеров. В то же время, значительное количество кропотливой работы и недостаточно точная определенность некоторых правовых норм, создает изрядные проблемы бизнесменам, которые по тем, или иным причинам решили ликвидировать предприятие.

Законность и эффективность процедуры ликвидации во многом зависит от того, насколько правильным выбран метод ее реализации и насколько точно выдержан порядок ликвидации.

Как правило, ликвидируется предприятие стандартными средствами. Но у процедуры добровольной ликвидации довольно серьезный недостаток - в ее ходе проводится обязательная налоговая проверка с целью выяснения наличия / отсутствия задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам). С этой точки зрения, достаточно привлекательной выглядит ликвидация должника в процедуре банкротства, поскольку отсутствие результатов проверки, не проведение проверки или начисление обязательств в результате проверки не является основанием для остановки или прекращения производства по делу о банкротстве.

Кроме того, в судебных процедурах банкротства, применяемых к должнику, ограничиваются или полностью прекращаются полномочия органов управления должника.

Со дня вынесения определения суда о санации полномочия органов управления должника передаются управляющему санацией, а со дня принятия судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры полномочия органов управления должника относительно управления банкротом и распоряжением его имуществом переходят к ликвидатору.

Однако, для возбуждения дела о банкротстве необходимо выполнение ряда условий. Одним из обязательных условий, является неплатежеспособность должника, с точки зрения Закона Украины ” О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом”. Кроме того, для подтверждения финансового состояния должника может потребоваться, а иногда является необходимым, наличие аудиторского заключения или проведения аудита.

Концептуальными, с точки зрения Закона о неплатежеспособности, в частности, является положение части 4 статьи 7 Закона, согласно которой должник, в отношении которого были применены судебные процедуры банкротства, считается лицом, которое не имеет неурегулированных денежных обязательств, и положение части 5 статьи 45 закона, согласно которой, требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Указанные положения применяются в том числе и к налоговому долгу.

Поэтому одной из основных задач применения к должнику судебных процедур банкротства - это окончательное решение законно экономических отношений между кредиторами, должником и другими лицами, в результате чего обязательства должника прекращаются.

Практически каждая ликвидация (порядок, способ, сроки и т.п.) субъекта хозяйствования является индивидуальной, в связи с наличием огромного количества особенностей, присущих только данному субъекту. Арбитражный управляющий Филатов Владислав Арнольдович поможет определить порядок ликвидации и найти ответы на все вопросы, связанные с ликвидацией физического лица-предпринимателя или юридического лица любой организационно-правовой формы..